Владение современными образовательными (в т.ч.ИКТ ) технологиями, эффективное их применение в практическом опыте
Авторский сайт http://uroki-ac.ucoz.ru Ильиной (Конобеевой) Ю. С. применяется на уроках в качестве хранилища доступного ПО, скачивания заданий, просмотра электронного сопроводительного материала к урокам.
Ведение сайта МБОУ СОШ №1 http://aldanscool1.ucoz.ru для доведения важной информации учащимся, родителям и работникам школы.
Использование хранилища информации Google-диск для организации удаленного доступа к электронным общеобразовательным материалам.
Авторские разработанные уроки для интерактивной доски ССЫЛКА
Системная интеграция ИКТ в процессе преподавания конкретного предмета, разработка и внедрение целевой программы.
Интеграция новых ИКТ - технологий в образовательный процесс - необходимое условие модернизации системы образования. В процессе модернизации общего образования идет совершенствование образовательного процесса в школе на основе гармоничной интеграции традиционных педагогических и новых ИКТ - технологий, а также развитие единой информационной образовательной среды.
Тема проекта: «Формирование познавательных и творческих способностей школьников путем внедрения занимательных задач на уроках информатики, черчения в AutoCAD в соответствии с новыми требованиями ФГОС»
Цель : показать роль использования занимательных задач на уроках информатики, черчения в AutoCAD, направленных на повышение эффективности учебного процесса учащихся с применением ИКТ технологий..
Задачи
- Выявить причины мотивации образовательного процесса каждого ученика;
- Создавать комфортную среду, способствующую максимальному проявлению индивидуальных особенностей, успешности каждого ребёнка, через приёмы развития познавательных способностей;
- Определить дарования и способности учащихся, создав условия для активизации образовательного процесса и развития личности;
- Способствовать становлению активной жизненной позиции каждого;
- Добиваться улучшения качества успеваемости учащихся.
Таким образом, основной моей задачей является - принять ученика таким, какой он есть, положительно относиться к нему, понимать его чувства, сопутствующие восприятию нового материала, стимулировать любые проявления к познанию. На этой основе создать атмосферу, помогающую возникновению учения, значимого для ученика. Ученика необходимо учить учиться.
Разработка и использование новых цифровых образовательных ресурсов, методов фиксации и оценивания учебных достижений средствами ИКТ
Использование новых информационных технологий в преподавании является одним из важнейших аспектов совершенствования и оптимизации учебного процесса, обогащения арсенала методических средств и приемов, позволяющих разнообразить формы работы и сделать урок интересным и запоминающимся для учащихся.
Для многих детей мотивом для изучения информатики и черчения в программной среде, конечно, в первую очередь выступает интерес к компьютеру. Он завораживает детей тайной своей могущественности и демонстрацией все новых возможностей. Наличие большого количества интересных готовых программных продуктов снизило стремление учащихся к теоретической информатике (теория информации, основы логики, аппаратное обеспечению компьютера, программирование).
Один из способов вовлечения обучаемых в учебную деятельность - это включение в обучение занимательности.
Эффективность УВП обеспечивается внедрением соответствующих требованиям ФГОС ЭОР и доступом к Интернет-ресурсам для освоения сетевых технологий. ЭОР или ЦОР, используемые на уроках, находятся в открытом доступе и опубликованы на официальных образовательных сайтах и федеральных порталах. Вот самые популярные из них:
Для достижения метапредметных результатов предлагаем активнее внедрять в УВП инновационые формы интерактивной сетевой деятельности учащихся с применением телекоммуникационных способов, «облачных» технологий, веб-ресурсов и веб-сервисов. Авторский сайт http://uroki-ac.ucoz.ru Ильиной (Конобеевой) Ю. С. применяется на уроках в качестве хранилища доступного ПО, скачивания заданий, просмотра электронного сопроводительного материала к урокам. Ведение сайта МБОУ СОШ №1 http://aldanscool1.ucoz.ru для доведения важной информации учащимся, родителям и работникам школы. Использование хранилища информации Google-диск для организации удаленного доступа к электронным общеобразовательным материалам.
Электронные Кроссворды
По смыслу эта головоломка напоминает викторину с подсказкой. Кроссворды можно разбить по разным признакам на такие группы:
- По специфике используемых вопросов (стандартные, занимательные).
- Для активизации деятельности (познавательные, мотивационные, актуализирующие, развивающие).
- Для контроля знаний (кроссворды для текущей, тематической или обобщающей проверки).
Кроссворды позволяют одновременно актуализировать и приобрести новые знания. Кроссворды полезны каждому, так как расширяют кругозор, помогают лучше ориентироваться в постоянно возрастающем потоке информации.
Викторина – форма организации деятельности учащихся, состоящая в том, что участники должны отвечать на ряд заданных вопросов, обычно объединенных какой-нибудь общей темой.
Викторина – одна из наиболее легко организуемых форм соревнования как на уроке, так и во внеурочной деятельности. В викторине может принять участие каждый желающий, при чем можно организовать командную или индивидуальную викторину. Пример организации викторины во внеурочной деятельности по черчению AutoCAD скачать
Занимательные задачи
Задача – некая ситуация, включающая в себя набор исходных данных, используя которые требуется ответить на поставленный в условии вопрос.
Признаки занимательных задач:
- имеет развивающую направленность;
- использованы нестандартные формы и способы представления данных;
- в качестве исходных данных и ситуаций используются вымышленные или реальные персонажи, оперируя которыми требуется достигнуть заданной цели;
- качественная задача, решение которой строится на рассуждении без применения математических выкладок;
- включает в себя необычно поставленный вопрос.
Дидактические игры
Игровая деятельность – это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия, удовольствия от проявления физических и духовных сил (Дидактическая игра «Сказки Пушкина»). (скачать)
Дидактическая игра – деятельность, организуемая в процессе обучения с целью развития познавательного интереса за счет эмоциональной окрашенности игровых действий, которые основаны на имитационном или символическом моделировании изучаемых явлений, процессов. В результате проведения такой игры формируются конкретные знания, а так же соответствующие умения и навыки по их творческому использованию у ее участников.
Детям интересны игровые моменты на уроках. Во время проведения таких уроков появляется возможность в увлекательной, игровой форме дать детям тот материал, который в традиционной форме усваивается очень слабо и без интереса, провести неординарно обобщающий урок по теме.
Все виды занимательности имеют разную направленность (познавательную, развивающую, актуализирующую, мотивирующую, развлекательную), разную эффективность, требуют тщательной подготовки и организации.
Все эти практикумы разработаны с применением цифровых технологий.
Технология опыта
Для актуализации знаний эффективным средством занимательности может служить дидактическая игра. Игра способствует активизации учебной деятельности школьников, так как, в первую очередь происходит изменение мотивации к получению знаний. На фоне остальных уроков, уроки, имеющие игровую окраску, воспринимаются учащимися с заметной радостью, что является очень существенной предпосылкой к расположению учащихся лично к преподавателю и, самое главное, учебному предмету информатика.
Кроссворды на уроках повторения учащиеся решают самостоятельно, но если у них возникают трудности, то они могут советоваться друг с другом и вместе находить решения, тем самым активизируется процесс общения, и совершенствуются коммуникативные навыки.
Контроль и коррекция знаний учащихся – одна из важнейших задач, стоящих перед учителем. Устный опрос не всегда эффективен, особенно в условиях небольшого количества часов, отводимого на курс. Поэтому на уроках я провожу короткие проверочные работы в виде решения кроссвордов. Для такой работы использую разные варианты кроссвордов:
- кроссворд составляет учитель;
- кроссворд составляют учащиеся.
Этот метод проверки – только дополнение к известным приёмам контроля, но не альтернативен им, поскольку не даёт возможность проверить глубину понимания предмета учениками.
Практические работы с элементами занимательности – одна из форм организации деятельности учащихся, способствующая формированию устойчивых навыков использования компьютера в учебной деятельности.
Также предлагаю Вашему вниманию Интеллектуальную игру по черчению (скачать)
Результативность опыта
Участие учащихся во внеклассных мероприятиях с демонстрацией результатов собственного творчества.
Большинство учащихся, индивидуально или в составе творческой группы умеют оформлять творческую работу (кроссворды, викторины, реферат, альбом и пр.). Примером таких работ могут быть : архив рисунков, презентаций учащихся как компьютерных, так и выполненных на бумаге, для дальнейших методических целей.
Участие учащихся в районных олимпиадах и конкурсах.
Применение занимательных задач на уроках и внеурочной деятельности развивает творческие способности учащихся, повышает мотивацию учащихся, дети с удовольствием работают на уроках, готовятся к урокам и различным конкурсам, принимают в них участие и показывают неплохие результаты.
Уже не один год мои ученики активно участвуют в различных конкурсах и дистанционных олимпиадах по информатике и являются призерами и победителями этих конкурсов, количество участников и победителей возрастает.
Успехи можно посмотреть на странице моего сайта: http://uroki-ac.ucoz.ru/index/rezultaty_uchastija_obuchajushhikhsja_vo_vserossijskikh_mezhdunarodnykh_olimpiadakh_konkursakh_npk/0-44
Актуальность применения данного подхода
В реальной действительности, к сожалению, на уроке на решение всех занимательных задач времени недостаточно, поэтому занимательные задачи полезно и интересно использовать в рамках проведения различных внеурочных мероприятий. Без занимательных задач просто не обходится ни одно внеклассное мероприятие: КВН, декада точных наук, факультативные и кружковые занятия, они прививают интерес к предмету, расширяют и углубляют знания учащихся.
Постепенно увеличился объём работы на уроке, повысилось внимание и работоспособность детей.
Ребята ждут новых интересных заданий, сами проявляют инициативу в их поиске. Улучшается и общий психологический климат на уроках: ребята не боятся ошибок, помогают друг другу, с удовольствием участвуют в различных мероприятиях, проводимых как в школе, так и на районном, областном и всероссийском уровнях. |